Макарьевское, Кузмияры, Нестиары, Воскресенское, Ветлужская

Была мысль скатать по этому маршруту, и вот настал день, когда я решил это осуществить. Поехал один, потому что никто не захотел. Кто-то болеет, кто-то работает, кто-то боится маршрута.

В общем, в пятницу 8-го сентября собрался, в субботу утром в 6:45 поехал на Речной вокзал. В 7:30 я уже был там, день задавался солнечным, зашёл в кассы, купил билеты (156 + 30 руб.) на 234-ый метеор, который повезёт меня в Макарьево, а это 100 км вниз по Волге. Там расположен Макарьевский монастырь. Народу оказалось достаточно, но все уместились.

Свой вел я поставил на верхнюю палубу, колесо переднее между спасательным кругом и корпусом.

И вот мы поплыли, задержавшись на 10..15 минут (на часы не глядел). Сначала потихоньку, но потом он как рванул, было весьма похоже на карусель. Скорость до 60 км/час. Брызги воды, сильнейший ветер в лицо - супер!
Мы гнали в прямом смысле этого слова вниз по Волге, по водной дороге. Я глядел на берег, на посёлки, на отдыхающих, видел палатки, рыбаков.

Заплывали к пристаням, корабль при этом мотором удерживал своё положение неподвижно, не применяя верёвки, люди сходили на берег и заходили. Вскоре почти все вышли и я зашёл внутрь погреться. Здесь оказалось весьма тепло, тихо и уютно. Кресла, как в самолёте прямо.

*/?>

И вот мы приходим к Макарьево. Сразу с берега виден монастырь. Прекрасное зрелище, но я фотал мало. На берегу меня окликает парень. Оказалось, что он приехал из Нижнего своим ходом, выехав в 6:40.

Монастырь сфотал просто так, для галочки. Освещение совершенно не то, небо не то и всё остальное. Погода средняя, ветер немного, солнце иногда проглядывает сквозь облака-тучки.

Мы проехали 9 км и он поехал в Нижний Новгород, а я в другую сторону. До Великовского 28 км.

Дорога на участке до Кузьмияра не отличалась ничем особенным. Хороший асфальт, гор нет совершенно, если не считать перевал. Я ехал 20..28, немного болело колено. Если бы не болело, я бы ехал 25..35.

Изредка отдыхал, пил компот и гнал вперёд. Машины проезжали, весьма часто. Каждые 5 минут то одна, то другая. И по большей части иномарки. Видел 4 раза прицеп с лодками. В общем, люди здесь занимаются рыбой, ловят и т.п.

Просторы кругом, и так как гор нет, то кажется, что дорога уходит в бесконечность за горизонт.

Перевал. Весьма живописное место. Крутое место. Дорога просто вырублена в горе.

И вот я нахожусь на повороте на Кузьмияр. Впереди 25 км до посёлка. Дорога до него лежит среди болот и леса. Часто проезжали машины. Люди по лесу ходят, грибы-ягоды. Потом проехал автобус, забрал грибников с дороги. Жизнь здесь течёт ручьём.
Почему-то не стал фотать Кузьмияр. Очень понравилось озеро, баньки около него. Дорога проходила прямо в метре от озера! Суббота, некоторые бабки шли распаренные после бани. В посёлке есть остановка автобусная, магазин и клуб отдыха. В общем, весьма солидное место для житья. Сразу после остановки пошёл песок и лесопилка. Выехал за пределы, доехал до моста. Дальше пошла ровная песчаная плотная дорога. Доехал до брода и вот здесь я сделал неправильно. На этом месте была дорога налево и брод прямо. Правильная дорога на Нестиары - прямо, но я с какого-то макара поехал налево. Показалось, что здесь дорога лучше. И в результате уехал с этой точки в 16 часов, а когда понял, что не туда поехал и вернулся, то было 18:30. И при этом я ездил по такой дороге, что лучше и не вспоминать. Лужи на ней, песок.

Вот слева фотографии - это она самая, лучший её участок. Но представьте лужу посреди дороги, или поваленные деревья. В общем, было потеряно 2.5 часа. И вот я оказался опять у этого брода и выезжает мужик на машине типа Уазик. Я его спрашиваю, куда ехать на Нестиары. Он и говорит - вот через брод и налево держать. Так и оказалось.

Рванул я по этой дороге. Сложная она оказалась, скажу я вам. Особенно сложно было выбирать направление на развилках. Подъезжаешь, значит, к развилке. Одна налево, другая направо. Примерно по расстоянию по спидометру и карте я знаю, где нахожусь, но всё равно сложно. А ещё иногда встречались на дороге огромные лужи (я думаю, что это ручьи всё же были некоторые). Вот ниже фоту смотрите. Приходится тратить время, пешком идти по краю (слава богу, хоть в обуви, только один раз пришлось разуваться). И таким макаром было этих луж довольно надоедливо много. Теряю и время, и силы. Темнеть начало часов в 19, да и пасмурная погода, облака-тучи на небе этому способствовали быстро, хотя было полчаса, когда закат был солнечным. Я решил ехать до темноты, пока едется. А ехалось ужасно. Ноги уже не ехали ваще. Потом утром обратил внимание, что передача была 2:1 !!! Хотя думал, что 2:3. И ехал как черепаха, 10 км/час. По этому хренову песку, он был нескончаем, я стал его ненавидеть, чесс слово... Как назло, вода кончилась, а я рассчитывал на ручьи, но их не было совершенно.

И вот когда уже стемнело почти, я начал выбирать место для стоянки, время часов 20. Костёр разжёг, палатку ставить начал. А уже темно, при свете костра всё это делаю. А палатку купил на днях и примерно знаю, но ещё не делал..ох.. но сильное желание поспать в палатке сработало и сделало своё дело - палатка собралась, к моему счастью. В это время костёр прогорел, угольки появились. Вскрыл банку консервную и прямо поставил на угли. Через 10 минут рис-капуста-мясо были горячие, также скушал сваренные ещё дома яйца, хлеб и чего-то ещё, не помню. Вел привязал к берёзе на всякий случай.
В общем, проехал я около 20 км от брода до стоянки, судя по спидометру. Примерно за 2 часа. Ехал то 15..20, то 10, то шёл пешком, обходя лужи. Была развилка последняя, и на ней я выбрал дорогу направо. Фиг знает, правильно это или нет, не поймёшь. Как потом оказалось, стоянка моя была в 7 км от Нестиар...
Ну вот. На чём я остановился? ага...ночь. Только я залез в палатку, как пошёл дождь. Время было 21:30. Всю ночь он шёл, то сильнее, то тише, я иногда просыпался. Но выспался, воздух замечательный в лесу. Встал часов в 8. Просто решил отдохнуть и выспаться. Утро выдалось почти солнечным. Вдруг слышу - машина катит. Я бегом к дороге, машу руками, стойте. Спрашиваю, а где Нестиары. А они ехали как раз с той стороны, куда я ехал. Говорят, что 7 км ещё до них, езжай по нашим следам. Отлично, спасибо, мужики. Они поехали дальше, а я был уже уверен, что дальше поеду правильной дорогой и это придавало сил. Пока то да сё, костёр, пока собирался, выехал в 10 часов на дорогу эту песчаную.
Кошмар, чем дальше в лес, тем больше песка. Ехать очень трудно, постоянно проваливаюсь (и это на моих-то шинах!), решил ехать по середине дороги, там трава и плотная земля. Оказалось легче, хотя скорость всё равно не выше, потому что кочки и трава.

Чувствую, что близко "земля" (люди). Это сразу ощущается по окружающей остановке, по полянам, по дороге и другим признакам.

Здесь впервые нашёл родник. Вода коричневая, горькая, но прозрачная, чистая. Попил первые капли воды за последние 10 часов. Налил в бутыль.

И вот показалось село. А до этого мне мужичок встретился с корзиной.

Дороги на подходе к селу оказались весьма забавными - грязь и вода.

Въехал в село с восточной стороны озера. Увидел колонку, вылил коричневую горькую воду, налил. Привкус оказался странным, болотным. Но вода чистая, прозрачная. Оставил её...

Озеро большое, красивое. Опять же баньки около него находятся. Завернул за угол, нашёл подмостки, вода прохладная, прозрачная.

Еду дальше, поднимаюсь в гору. Здесь находится церковь. Внутри видно, что всё сгорело. Снаружи каменные стены, очень красивые узоры.

Тут я чего-то криво сфотал, хотя снимал ровно. Странно...

Церковь из красного кирпича, сделана добротно, на самом высоком месте в поселении.

Немного отдохнув, поехал вон из села. Стал искать асфальт, пропустил поворот направо, проехал вниз, спросил у бабулек, рассказали весьма охотно и подробно. И как раз какая-то процессия идёт - машина, в ней крест и люди с венками идут впереди и за машиной. И машина каждые 3 минуты гудит. Обошли они церковь вокруг и пошли по направлению к Воскресенску. Я впереди них. Но за всё время машина меня не обгоняла (29 км), значит, они шли пешком всё это время или ехали медленно.

На выходе из села увидел довольно много домов за забором. Всё это было похоже на школу. Дома были деревянными, двухэтажными. Всё аккуратно, двор и окружение. Ощущение такое, что попал в 1950..1970 годы. Или в какой-нибудь фильм тех годов.
Самое интересное - видел башню с антеннами сотовой связи около магазина. Ощущение старины немного рассеялось при этом.

И я погнал по асфальту... сзади затихал гудок грузовой машины с крестом... впереди 29 км до главной трассы. Видел газельку с табличкой: "Нестиары-Егорово". Потом был момент, что туча пролетела мимо, дождик чуть капнул. Но еду дальше - и вся дорога сырая. То есть, повезло мне.
Выехав на шоссе, попробовал и дозвонился до Олега, немного поговорили, сказал ему, где я нахожусь и мои дальнейшие планы. Потом поехал к Воскресенское, не успел оглянуться, а уже табличку увидел с этим названием.
В магазин зашёл, купил продукты - печенье, шоколад, ряженку, другое разное и сок мультифрукт!, который оказался просто энергетическим каким-то. Потому что только его выпью, проходит некоторое время - и ноги сами крутят педали. :-)
В общем, здесь я переждал тучку, дождик чуть покапал. Посидел на остановке в центре, перекусил. Выезжаю из города, дождь льёт и солнце. Переждал немного.
Увидел табличку, что до Семёнова 63 км. Думаю - а не поехать ли мне туда? Всё равно до Ветлужской примерно столько же. И при этом у меня будет в запасе один час, пока электричка едет. Но я решил ехать до Ветлужской, чтобы сесть и вел поставить в нормальное место, а не в тамбур. Повернул на дорогу на Текун. Здесь я уже ездил, давно ещё, в 2002 году, дорогу знаю и без карты. Пару туч я обогнал реально. Вернее, еду вот я, а туча ко мне летит, но я еду в сторону от неё и когда она уже прилетает, я успеваю уехать на приличное расстояние (5..10 км), и чернота в стороне от меня проходит. Хотя один дождь меня застал, ливень, весь промок. Холодно было, неприятно. Но я еду дальше, сохну и через некоторое время уже сухой. :-) ветер и солнце молодцы.
...выехал на Кировскую трассу около АЗС, как обычно. Здесь я был 4 года назад, ничего почти не изменилось. По трассе ехал осторожно, довольно часто проезжали длинные грузовики. По большей части по встречке никого не оказывалось, и меня объезжали. Но когда я чувствую за собой грузовик и вижу по встречке машину, то сильно прижимаюсь к краю, а иногда и ухожу на песок - и мне, и водиле спокойнее. Хотя некоторые притормаживают и ждут, когда проедет встречка. Но лучше не рисковать. Обочина гладкая и можно 5..10 секунд проехать по ней.
Гор многовато стало, начиная от Нестиар. Около Красных Баков большая гора, и по самому городу тоже идёт гора, хотя спуск продолжительный, я там разогнался до 40 (не крутил педали, мог бы и быстрее). Обычно на такой дороге, когда "в гору-под гору", тогда, когда едешь под гору, педали не кручу - отдыхаю. Чтобы были силы на въезд на очередную гору. Вот основное правило езды по таким дорогам.
Около Ветлужской произошёл тот самый случай с двумя грузовиками по встречке. Я ушёл на обочину, она оказалась немного с камешками. Ерунда, еду дальше. Тот самый грузовик стоит и водила останавливает и спрашивает меня - как доехать до Прудов. Вытаскиваю карту и объясняю ему. + - помог человеку.
На Ветлужской я был в 18 часов. Купил билеты (80 + 40 руб). До электрички 20 минут (в 18:30). И тут сказали по громкой связи, что опаздывает она на 30 минут. Ого... Но всё же она приехала на 10 минут позже. Народу на станции было многовато, но в электричке всё равно места остались свободные, хоть ложись. Вел поставил в "грузовое отделение" вагона (с краю убраты сидения). Ещё один парень вёз вел и оба вела, мой и его, ехали вместе. Я сел на скамью (деревянная :-( ). Билеты не проверяли (только на выходе на вокзале в НН проверяли, и весьма строго). Доехали до НН хорошо, с ветерком, компания парней с девушкой пили и курили, громко говорили, шутили, нас веселили... в общем, было весело.
Но Нижний Новгород встретил дождём, уже стемнело, 20:50. Я почему-то вышел в город с другой стороны, в Сормово. Одел ветровку, не растерялся и объехал по мосту, поехал домой.
Потрясные выходные, отличное путешествие, отдохнул просто замечательно!

Comments (6):

• OlegK#
    • 28.09.2006 13:31
    Ура!
    Теперь среди нас есть человек, знающий легендарную дорогу Кузьмияр-Нестиары!!!
    • Евгений
    • 29.09.2006 01:10
    Присоединяйся
    Прокатиться туда ещё можно, там хорошие дороги, почти без гор. Холодно сейчас, конечно, но всё реально.
    • Павел
    • 10.01.2007 12:46
    Дорога от Великовского до Нестияра
    Привет путешественикам! Восхищен! А можно по подробнее рассказать про дорогу от Великовского до Кузьмияра? Я имею ввиду направление, покрытие, расстояние, время в пути и т.д. и т.п.? и самое главное, что меня интересует: можно ли туда проехать на Нивах или требуется транспорт по серьезнее?!
    Заранее спасибо.
    • Евгений Иванов
    • 10.01.2007 13:04
    Дорога от Кузьмияра до Нестиары
    Привет, Павел. Дорога там замечательная, асфальтовая. Читать нужно внимательнее. Около 12 км до Каменки, потом 25 до Кузьмияр.
    • Евгений Иванов
    • 10.01.2007 13:07
    Дорога от Кузьмияра до Нестиары
    Но вот от Кузьмияр до Нестиары дорога посложнее. Проехать там реально, но можно и увязнуть. Берите обязательно трос с мотором, чтобы можно было вытянуть машину из лужи.
    • Евгений
    • 19.04.2008 21:27
    • Москва / Москва
    Отличный велопоход
    Эх, как же я соскучился по велопоходам. Быстрее бы лето...